46 272
товаров от
223
производителей
О сервисе
Мы–это
Самый широкий
каталог мебели
Товары на карте
рядом с вами
Мы ничего не продаем
но подскажем в каком из магазинов дешевле
Что мы умеем?
Сравнивать цены
на товары
Находить акции
и делиться с вами
Собирать честные отзывы
и проверенных продавцов

Что такое стиль интерьера

Что такое стиль интерьера

Дизайнер Mebel.ru
10.12.2019 в 08:47

Стили существуют в архитектуре, изобразительном искусстве, литературе, музыке, моде — везде, где человек оценивает эстетическую сторону того, что видит, слышит и ощущает. Являются ли общие черты, приемы и формы стилем, можно судить только по восприятию, именно поэтому искусствоведы так и не создали единого определения стиля для всех искусств сразу. Стиль — синтетическое понятие.

«Стиль искусства — предельно общее фундаментальное определение организующих установок, принципов и форм художественного мышления и творчества, характерных для исторического периода культуры. В своем устойчивом сочетании они образуют типовую структуру, которая обеспечивает сохранение основ выразительности произведений искусства, возникающих в ту или иную эпоху». Л. Г. Бергер

Определение стиля

Украшать значимые для себя места пребывания люди начали еще в эпоху первобытнообщинного строя. Когда в качестве жилья использовались природные укрытия, например, пещеры, о каком-либо «строительстве» речь не шла, но первая наскальная живопись появилась уже тогда. Какие условия должны соблюдаться, чтобы разрозненные художественные особенности сформировались в единство, называемое стилем? Толковые словари дают определение стиля как совокупности художественных средств, характерных черт, признаков, приемов, отличающих рассматриваемый объект или явление от других. Как перенести это определение на интерьер так, чтобы стало понятно, что имеется в виду? Стили существуют в архитектуре, изобразительном искусстве, литературе, музыке, моде — везде, где человек оценивает эстетическую сторону того, что видит, слышит и ощущает. Являются ли общие черты, приемы и формы стилем, можно судить только по восприятию, именно поэтому искусствоведы так и не создали единого определения стиля для всех искусств сразу. Стиль — синтетическое понятие. В нем соединяются:

  1. Доступные средства выражения — материалы, инструменты. Как только появляются новые возможности, новые материалы, возникают методы их обработки и рано или поздно они появятся в домашней обстановке.
  2. Рациональная составляющая, использующая доступные средства выражения: построить жилище, повторить увиденное вокруг, нарисовав картину, воспроизвести звук.
  3. Идейная составляющая: продемонстрировать возможности, в том числе и физические, а также богатство, уровень жизни и социальный статус; воплотить государственное, национальное, религиозное мировоззрение.
  4. Эстетическая надстройка, которую еще называют «зерно чистого искусства» — именно она объединяет перечень признаков в стиль, который будет иметь собственное имя.

Что можно назвать стилем?

Украшать значимые для себя места пребывания люди начали еще в эпоху первобытнообщинного строя. Когда в качестве жилья использовались природные укрытия, например, пещеры, о каком-либо «строительстве» речь не шла, но первая наскальная живопись появилась уже тогда. Какие условия должны соблюдаться, чтобы разрозненные художественные особенности сформировались в единство, называемое стилем?

  • У стиля есть набор формальных художественных признаков. Для него характерны определенные геометрические каноны, приверженность симметрии или асимметрии, вертикальная или горизонтальная концентрация, узоры и орнаменты. Если в интерьере педантично воплотить только лишь признаки стиля, то получится неплохой образец мастерства ремесленника, но не художника и не дизайнера.

  • У стиля есть временные рамки — это образ определенной эпохи, его оригинал нельзя рассматривать в отрыве от исторического поля.

  • У стиля есть ареал распространения, потому что сходные стили в разных странах назывались по-разному и могли настолько дистанцироваться, обрасти новыми свойствами, что выделялись в самостоятельное направление.

  • У стиля есть область применения, уместность — бывают стили достаточно универсальные, а бывают настолько локальные, что их нельзя воплотить в оригинале, можно сделать только декорирование или стилизацию.

  • У стиля есть и такая характеристика как «целостность», определяющаяся интуитивно.

Если вы когда-нибудь слышали определение языка как «живой, развивающейся и видоизменяющейся среды», то про стиль можно сказать в точности то же самое. Стиль зарождается, затем полностью формируется и проходит этап определения и поименования, переживает расцвет, после этого либо теряет актуальность, либо диссимилируется — то есть по какой-либо причине угасает, и, как итог — исчезает. Период, в котором ранее не определявшийся стиль проходит все стадии развития, называется первичным, а сам стиль в том периоде — оригинальным. Это не официальные определения, они встречаются в работах искусствоведов потому, что так проще и нагляднее разделять временные отрезки на основной стиль и множество его реинкарнаций. Кроме того, стили, даже исчезающие, сообщают свои черты ответвлениям, стилям-производным, сливаются с какими-то новыми художественными направлениями.

Стиль, стайлинг, стилизация — чем отличаются?

С определением стиля в интерьере мы уже разобрались выше, а стайлинг и стилизация суть одно и то же, просто стайлинг — уже почти укоренившийся сленг родом из промышленного дизайна, который и означает стилизацию товара в том или ином направлении.

Стилизация — намеренное и осознанное применение техник и использование признаков определенного стиля при создании и оформлении объекта. Стилизация всегда вторична и имеет точку приложения, нечто материальное, что можно увидеть и ощутить на практике. Есть готический стиль, а есть стилизованная под него вещь, предмет.

«Большие стили», имеющие историческое, культурное и социальное значение — римский, античный, барокко, рококо, ар-нуво и прочие — иногда разделялись на локальные течения, направления, которые развивали узкую нишу признаков и художественных форм, так называемые «микростили». Если микростили приобретали популярность и начинали существовать и рассматриваться самостоятельно, то их определяли как новый стиль и именовали.

Классификация стилей

В современном мире действительно сложно выдумать что-то принципиально новое, касающееся стиля интерьера. Единой классификации также не существует, только несколько общеупотребительных, помогающих упорядочить многообразие стилей. Самой распространенной, основной, считается историко-временная классификация стилей архитектуры и интерьера. Для большей наглядности можно было бы начертить временную шкалу и расположить на ней названия стилей:

  • первобытный стиль, доисторический, племенной, прото-стиль и т. д.: культуры старше V тысячелетия до н. э.;
  • стиль древних цивилизаций, яркий представитель — египетская культура (III–I тысячелетие до н. э.), Месопотамия, после открытия Америки в эту категорию относили ацтеков, инков и майя;
  • стили античности — греческий и римский, от V  в. Н. э. и до падения Римской империи, византийский стиль;
  • стили Средневековья: в раннем средневековье VI–XI века основным был романский стиль, в позднем средневековье (XII–XIII) — готический;
  • стиль эпохи Возрождения (Реннесанса) относится к XV—XVI вв.;
  • рококо (начиная со второй половины XVII века) и барокко (XVII—XVIII вв.), сходные временные рамки имеют классицизм (XVII) и неоклассицизм (XVIII);
  • романтизм (конец XVIII- начало XIX вв);
  • начало XIX века в Европе прошло под знаком стиля ампир, который нашел свое воплощение и в русской архитектуре, интерьерах, моде;
  • модерн (XIX и начало XX вв);
  • ар-деко — начало XX века.
  • контемпорари — «современный» — (с середины XX века).

Второй способ классификации

Второй способ классификации учитывает территориальные и этнические особенности стилей. Иногда он имеет отсылки к какой-то эпохе, иногда нет, например «американский романтизм» или «русский ампир» — и просто «греческий стиль». К слову, итальянский стиль имеет множество ветвлений, одним из которых является вполне узнаваемый, оригинальный и самостоятельный тосканский стиль, та же схема работает с французским стилем в целом, у которого есть прованс, парижский стиль. А средиземноморский стиль состоит из греческого, итальянского и испанского направлений. Большая группа восточных стилей делится на арабский и азиатский, который включает в себя китайский, японский, индийский стили — яркие и самобытные. Скандинавский стиль имеет этническую составляющую и современные каноны. Этнические стили имеют привязку не к территории, а к группе, общности по национально-культурному признаку. К примеру, испанский стиль имеет мавританское ответвление.

И просто группа стилей, которые имеют отношение к значимой личности, явлению или понятию, идее. К ним относятся колониальный стиль, рустикальный (деревенский, сельский) стиль и его аналог — стиль кантри, бидермейер, шинуазри, георгианский и викторианский стили. «Понятие, явление или идею» показательно воплощают собою стили бохо, шебби-шик, стимпанк, индастриал, лофт, техно, поп-арт и винтаж.

Признаки определенного стиля в интерьере

В чем состоит трудность определения стиля по имеющимся признакам? В том, что почти каждый предыдущий стиль (по хронологии) обязательно оказывал влияние на последующий. В отличии оригинального стиля от его последующих реинкарнаций. В отсутствии «антистиля», с которым можно сравнивать. Китч, к сведению — не антистиль и не его отсутствие, а тоже самобытный стиль, выражающийся в смешении и пародировании основных.

Перечень признаков, на основании которых можно предполагать принадлежность интерьера к определенному стилю:

  • материалы, которые использованы в интерьере, преобладают натуральные или искусственные, есть ли какой-то основной материал (камень, дерево, металл, пластик), насколько они дорогие, сложная ли у них обработка или они использованы практически в своем первозданном виде;
  • оформление самого помещения: что на стенах, какой потолок, форма дверных и оконных проемов, покрытие пола и т. д.;
  • преобладает в интерьере симметрия или асимметрия;
  • какие геометрические формы, узоры и орнаменты использованы;
  • какая цветовая гамма преобладает;
  • много ли декора, аксессуаров;
  • какое общее ощущение от интерьера: он умиротворяет или наоборот подстегивает эмоции, он представительный или уютный и т. д.

Особые приметы разных стилей

У некоторых стилей есть «особые приметы» — знаковые особенности, маркеры. Так, даже не интересующийся историей, архитектурой и дизайном обыватель знает, что римские интерьеры — это колонны, мозаика, каменный пол и обязательно роскошная ванная.

Sunburst — расходящиеся солнечные лучи — примета стиля ар-деко. Лозы, волны, изгибы в интерьерах модерн достаточно один раз увидеть, чтобы легко замечать их. Кобальтово-синий и белый цвета, много кованых элементов и светлые комнаты с каменным полом — средиземноморский стиль. Легче всего определяются стили, имеющие этническую составляющую. Что преобладает в интерьере, стремление к единению с природой или наоборот, максимальное использование достижений науки и техники, видно невооруженным глазом, и хай-тек никто не перепутает с ампиром. Есть стили, дополненные другими — например, минимализм с элементами японского интерьера, эко-лофт.

Окончательно определиться помогут альбомы по искусству, архитектуре и дизайну, каталоги ведущих мебельных фабрик и специализированные сайты.

Комментарии публикуются после проверки модераторами. Если вы оскорбили собеседника, использовали ненормативную лексику, то комментарий не будет опубликован.

Вы посмотрели0 из 0 комментариев
Наверх